Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Новости / Антикоррупционный ликбез

Антикоррупционный ликбез

Разъяснение статей 290, 291 УК РФ. Получение (дача) взятки.

 

В данной описательной статье, нам хотелось рассмотреть само понятие Взятки, прокомментировать наиболее спорные моменты, которые возникают у многих, кто впервые столкнулся с данным понятием не только в теории, но и на практике.

Получение взятки (ст. 290 УК), Дача взятки (ст. 291 УК РФ) — наиболее опасные  виды  преступлений, предусмотренных данной главой. Они представляют собой  самые  острые, спорные  и,  к сожалению, достаточно распространенные  формы  коррупции.  Совершение  этих деяний,  не  только  нарушает  нормальную  деятельность   властных   и управленческих структур, серьезнейшим образом подрывает их престиж, создает у значительного числа людей представление  о  возможности  решить  вопросы, получить желаемое, спасти себя или других лиц от уголовной и иной  правовой ответственности  за  счет  подкупа  должностных  лиц,  в  том  числе   лиц, занимающих государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ  либо Федеральными Законами, либо законами субъектов  РФ.

Сама опасность  получения  или дачи взятки обусловливается и тем, что они достаточно  часто  сочетаются  с другими наиболее тяжкими и особо тяжкими  преступлениями,  как  то:  организованными хищениями имущества,  с  легализацией  (отмыванием)  денежных  средств  или имущества, приобретенных незаконным путем, незаконным изготовлением  оружия и т.д. Кроме того,  и  само  взяточничество  нередко  принимает  устойчивые формы. Взяточники  объединяются  в  организованные  группы  и  преступные сообщества,  взяточничеством  и  другими  преступными   формами   коррупции охватываются в ряде случаев целые хозяйственные и  управленческие  системы, оно  проникает  даже  во  властные   и   управленческие   структуры   и   в правоприменительные органы.

Если начинать рассмотрение самого Объекта преступления, то он – представляет собой, общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

Предметом получения взятки могут быть —  деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона преступления, ка правило, выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 ст. 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

Дата последнего изменения 17.04.2015 7:29